Оля (0_l_g_a_n) wrote,
Оля
0_l_g_a_n

Дела цирюльные

Оригинал взят у szhaman в Дела цирюльные
А давайте сегодня я вам немного расскажу, о такой важной для джентльмена вещи - как его причёска.
Тут мне очень помогут воспоминания очевидцев о Петербурге на рубеже XIX-XX веков.



Во первых, несколько слов о парикмахерах и парикмахерских. Последних было очень много, большинство плохих. Лишь несколько выделялись чистотой, первоклассным оборудованием и хорошими мастерами. Помещались они главным образом на центральных улицах. Дамский парикмахер отличался от мужского в основном видом и обхождением, а также "знанием" французского языка, приобретенным самостоятельно. Отдельные термины вошли и в наш обиход, например локон. Некоторые инструменты, приборы имели тоже французские названия, сохранившиеся до сих пор: в частности бигуди.





Парикмахеры перенимали французскую речь от своих клиентов. На вывесках можно было прочесть: "Coiffeur Jean", "Coiffeur Michel". Этим они хотели подчеркнуть высокую квалификацию, поднять свой авторитет, цену. В мужских парикмахерских был тоже свой шик. Кресла напоминали зубоврачебные, на чугунных тумбах, с механизмом для подъема. Имелись отдельные запираемые ящички, где хранился персональный или даже собственный инструмент клиента. Мастера были в сюртуках или жакетах. Белых халатов не надевали, не было принято. Мастер считал своим долгом занимать клиента городскими сплетнями, при работе он пританцовывал, жонглировал инструментом, оттопыривал мизинец, манерничал. Богатые люди в парикмахерские не ходили, к ним в определенные дни мастер приходил на дом. Его можно было вызвать, чтобы украсить невесту, причесать всю семью и даже прислугу к какому-нибудь торжеству.



Разумеется, все это касалось лучших ателье. Большинство же парикмахерских были маленькие, на три-четыре места, оборудование простое, обыкновенные стулья с привинченными кожаными подголовниками, дешевые зеркала, не совсем чистое белье, небольшой набор инструментов, резкие, ядовитые одеколоны. У мастеров ни вида, ни обхождения, публика невзыскательная.

Но у всех парикмахеров, невзирая на ранг, некоторые общие приемы. Когда стрижет или бреет, обязательно несколько раз осведомится: "Вас не беспокоит-с?" Правит бритву с каким-то остервенением, показывая рвение угодить клиенту. После правки бритвы обязательно попробует острие на ногте большого пальца левой руки или на волосах затылка.
Некоторые прически и инструмент вышли теперь из употребления, например стрижка "бобриком". В этом случае применялась круглая щетка с двумя ручками и необыкновенно жесткой щеткой. Если мастер орудовал такой щеткой, клиент держался за подлокотники, чтобы его не сорвало со стула.

Среди парикмахеров встречались настоящие художники. Они обучались своему делу начиная с мальчиков. Сначала подметали пол, подносили кипяток для бритья, присматривались, потом начинали учиться. Учились главным образом на нищих.


12-ти летний ученик за работой

Мы неоднократно наблюдали сцены такого рода: скромная парикмахерская, утренний час, посетителей нет. Входит нищий, просит милостыню. Хозяин кричит в заднюю комнату: "Федяйка, сюда!", а нищему говорит: "Мы тебя сейчас подстрижем, садись!" Тот смущен, говорит с опаской, что он не затем пришел, что у него нет денег. Ему объясняют, что денег не надо, а ему дадут копейку. После этого диалога Федяйка - будущий Теодор - начинает обрабатывать нищего по указаниям мастера. Его голову стригут под разные прически, ведь надо учиться всему. Такая машинка в неумелых руках дерет волосы, нищий кряхтит, его успокаивают: "Потерпи".



Начинают его брить, подстригать бороду под "Генриха IV". Если порежут, сейчас же прижмут так называемой железной ватой, то есть пропитанной йодом. Усы закручивали, например, под "Ивана Поддубного".


Поддубный - и его знаменитые усы :)

Если нищий не узнавал самого себя и пытался выражать протест, его выпроваживали без подаяния.



В парикмахерской была вывешена такса, в зависимости от разряда мастерской. Самая низкая цена: бритье - 5 копеек, стрижка - 10. Дамские парикмахеры с утра до вечера дышали паленым волосом, поскольку завивка в то время выполнялась горячими щипцами. С какой ловкостью действовали они этим инструментом! Щипцы буквально мелькали у них в руках. Быстрота была необходима, чтобы одним нагревом щипцов сделать больше локонов. Помимо этих работ мастер должен был уметь делать парики, накладные косы и локоны, откуда и пошло название "парикмахер". Работа весьма кропотливая, требующая большого умения и терпения. Здесь применялся даже веер, чтобы уложить волосы в одном направлении, корешок к корешку, вершинка к вершинке при посадке на клей.



Молодые мужчины, следя за модой, носили разного вида проборы: то сбоку, то посередине, причем и по затылку, почти до самой шеи, что придавало фатоватый вид. Некоторые зачесывали волосы свободной волной назад, другие носили с зачесом на лоб. Более пожилые люди носили: зачес назад, низкий боковой пробор, с зачесом на образующуюся плешину, или брились наголо.



Носили усы и бороды или только баки. Бороды и усы носили разных фасонов. Усы - "в кольцо", "щеточкой", острые, прямые, "а-ля Вильгельм", пушистые, сливающиеся с бородой. Бороды - короткие, длинные, раздвоенные, "лопатой", Henri Quatre 5 и пр. Волосы на голове мужчины не завивали, усы же и бороду иногда подвивали, "нафабривали".

Брили все лицо почти исключительно артисты, католические священники и немногие англоманы.

Косметика у мужчин была редкостью, помада же употреблялась самых различных сортов.

Несколько слов о женских прическах: короткой стрижки не было, разве только у некоторых курсисток. Старались носить пышные прически.



Под волосы не очень густые подкладывали волосяные валики. Волосы укладывались в прическу либо на темени, либо на затылке, смотря по фасону, скреплялись шпильками металлическими, целлулоидными, черепаховыми или под черепаху. Иногда шпильки и гребни украшались фальшивыми бриллиантами или инкрустациями из фальшивого золота. Также для украшения прически употреблялись различные пряжки, нитки из фальшивых драгоценных камней, жемчуга. Девушкам было модно украшать головку венчиком из искусственных мелких цветов. В особых случаях - на балы и свадьбы - волосы посыпались золотой или серебряной пудрой. Всех причесок нам не описать, как невозможно предугадать все фантазии женщин и угодливых русских "жанов" - парикмахеров.



Принято было завивать волосы, но чаще это делалось дома, для чего каждая женщина или девица имела щипцы, которые нагревали примитивным способом, опуская внутрь стекла горящей керосиновой лампы. Папильотками завивались реже, причем смачивали волосы сладким чаем или квасом. Это делали более пожилые женщины. Они же часто носили на голове вместо прически наколки из черного шелка и кружев.
Девушки особых причесок не носили, особенно молоденькие, а ограничивались косой, особенно если волосы были густые и длинные. Поверх косы на затылке обычно большой черный бант, в театр и на балы - белый. В этих же случаях были приняты локоны (свои завитые или накладные).

текст из книги "Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов"


П.С В заключение просто полюбуйтесь на причёски тех лет :)











П.С Серьёзное дело - цирюльнечество :)






Tags: цитата
Subscribe

  • Снегопад.

    Утром проснулись и увидели снежную сказку.

  • Быль.

    Прочитала у wanda_wanda ее приключение с атобусом и решила про свое приключение написать. Правда, дело было 20 лет назад, но до сих пор…

  • Береза цветет.

    Знаю, что в некоторых регионах березы не растут. А у нас они сейчас цветут и листочки маленькие, как вуаль.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments